Воспользовавшись кризисом, в регионах отменили электрички
– У нас министерства транспорта не существует, что ли? Что происходит? Это же не один автобусный маршрут отменили! Перестали ходить электрички в регионах. Вы что, с ума сошли, что ли? – возмутился президент Путин кратким выступлением вице-премьера Аркадия Дворковича по поводу отмены электричек.
Тот сообщил, что из-за сложной ситуации с пригородным железнодорожным сообщением провел уже три совещания, изысканы необходимые средства – и через месяц-другой электрички, возможно, начнут курсировать вновь. А главное – установлены причины катаклизма: это переход на новые принципы договорных отношений между «РЖД», федеральным бюджетом и регионами. Как выразился Дворкович, в нормальной ситуации регионы смогли бы оплатить «РДЖ» все расходы, а в нынешней, не совсем нормальной, возникли проблемы.
Вот тут глава государства и не выдержал. Разве все эти меры нельзя было предусмотреть заранее, недоумевал он. И потребовал немедленного возобновления движения электропоездов.
Ситуация удивительно напоминала события двухлетней давности. В феврале 2013-го тысячи россиян вышли на улицы, протестуя против непомерно выросших тарифов ЖКХ. Когда обстановка накалилась, президент решил уточнить у своих министров, что происходит. И даже вопрос к правительственным чиновникам из его уст прозвучал в такой же тональности: «Вы что, с ума посходили?»
Никто с ума, конечно же, не сходил: и тогда, и сейчас правительство Медведева, сформированное, кстати, самим Владимиром Владимировичем (и как он неоднократно повторял, вполне его устраивающее), действовало по одному и тому же принципу. А именно – проводить разного рода «реформы по оптимизации», не обращая внимания на нужды людей, на оценки экспертов, специалистов, критику оппозиции. Это касалось ЖКХ и медицины, науки и образования, армии и культуры – и вот теперь транспорта. Социальные последствия подобных «реформ» игнорировались до последнего: пока, повторимся, народ не выходил на улицы. Тогда проблему замечал президент Путин…
О том, что с января ОАО «РЖД» отменяет 144 электрички в 26 регионах, еще 139 пригородных поездов будет остановлено в феврале-марте, 20 – в мае, известно стало не вчера. В «РЖД» это, собственно, никогда не скрывали. Как и тот факт, что за 2012–2013 годы в России отменено 310 электричек.
Напрасно Дворкович намекает на нынешние кризисные явления, вызванные то ли международными санкциями, то ли падением цен на нефть. «В Курской области отменяются шесть электричек. В Брянской области отменяются девять составов. В Смоленской области из графика исчезнут семь поездов, в Орловской – 18». Об этом наша газета писала ровно год тому назад – в феврале 2014-го. А потом еще многократно – и в письмах читателей, и в репортерских сообщениях. И ведь ни о санкциях, ни о нефтяном падении тогда и речи не шло.
Да дело не в санкциях. А в том, что теперь регионы сами должны содержать электрички – то есть платить за пригородное железнодорожное сообщение «РЖД». Какие-то средства из федерального бюджета на это выделяются. Но аппетитов «РЖД» удовлетворить не могут. В ведомстве Якунина и не думают объяснять структуру себестоимости услуг. Неудивительно, что регионы не хотят, а чаще не могут изыскать огромные средства для транспортного монополиста.
В итоге лишь немногим больше половины регионов из 73, где есть электрички, продлили контракты на услуги с компаниями-перевозчиками. Из них семь субъектов Федерации заключили договор только на один-три месяца. Что дальше – неизвестно. В Псковской и Вологодской областях движение электричек уже отменили полностью. Правда, вчера пошли конъюнктурные сообщения о частичном восстановлении.
…Жители села Харагун в Забайкальском крае в отчаянии. Они оказались отрезанными от «большого мира» после того, как с 1 января перестала курсировать электричка Хилок–Могзон. 80 человек каждое утро уезжали на этой электричке на работу или учебу. Местные власти обещали организовать автобусы, но это оказалось непросто. «На нашей трассе и так нередки ДТП. Видимо, власти ждут, когда эти трагедии станут массовыми. Кроме того, в автобусах отсутствуют льготы, а стоимость поездки составляет 170 рублей до Хилка и 700 рублей – до Читы», – рассказала депутат совета Хилокского района Татьяна Днепровская.
Сельчане с сентября трижды собирали по 500 подписей под просьбами о сохранении электрички. Их просто проигнорировали.
«Пустить поезд мы не можем. Беда еще и в том, что в ряде сел закрыли станции, уволили билетных кассиров, и теперь поезда там не останавливаются. Ничего не поделаешь, железная дорога теперь почти частное предприятие – акционерное общество, от старой железной дороги в ней мало чего осталось», – сокрушается глава Хилокского района Юрий Коновалов.
Единственное оставшееся средство борьбы – перекрыть Транссиб, решили граждане на народном сходе. Их поддержали жители другого населенного пункта Забайкалья – станции Кука. «Наш поселок находится в окружении сопок, и единственный вид транспорта – железная дорога. Мы пользуемся электричкой, а детей у нас возит школьный прицепной вагон. Всё это хотят убрать. Наши дети останутся без учебы, а мы – в полной блокаде», – говорит жительница поселка Ирина Геласимова.
В Псковской области отказались оплачивать услуги «Северо-Западной пригородной пассажирской компании», так как их стоимость была рассчитана «по непрозрачной схеме». А потому решили заменить железнодорожное пригородное сообщение автобусным. Но невозможно заменить все поезда автобусами – в десятки сел можно добраться только по железной дороге. Во вторник в Пскове прошел пикет, участники которого требовали восстановить хотя бы электричку до станции Дно.
Вологодская область задолжала «РЖД» 142 млн рублей и тоже осталась без электричек. Начальник одного из департаментов «РЖД» Геннадий Верховых возложил ответственность за это на областное руководство. Мол, по действующему закону ответственность лежит на вологодском губернаторе, а «ни в коем случае не на президенте компании «РЖД».
С 1 февраля в Тульской области отменили 10 электричек. В Нижегородской области ликвидировано 35 электропоездов, по 16 в Воронежской, Орловской и Кировской областях, 17 в Пермском крае. В Тверской области отменены 34 поезда, в Костромской – 3 поезда, в Самарской области – 11 поездов.
«Сегодня деньги, завтра – электрички» – примерно по такому принципу действует «РЖД». Однако денег у местной власти, повторимся, нет. С 2011 года только 12–16 регионов могли выплатить 100% компенсации.
Все высокие чиновники, включая президента и премьера, лишь наблюдали за нарастанием кризиса, никак не реагируя.
Ответить на вопрос Путина о министерстве транспорта просто. Вместо министерства мы имеем пустое место: оно не отвечает ни за что. Об этом речь заходит после каждого серьезного происшествия с пассажирским автотранспортом, на железной дороге, в воздухе или на воде. Однако Путина, назначившего в 2012-м на министерскую должность Максима Соколова, похоже, до минувшей среды всё устраивало. Да и после разноса кадровых решений не последовало.
А вот «РЖД» и ее руководитель Владимир Якунин упомянуты как виновники кризиса вообще не были. Более того, компания пытается представить себя и в качестве жертвы (работает, а ей не платят), и в качестве благодетеля – буквально через час после президентских слов в «РЖД» заявили, что электрички не отменят!
Только вот и то и другое далеко от правды. Как выразился губернатор Новгородской области Сергей Митин, экономически выгоднее за счет региона купить «Жигули» каждой семье, пользующейся электричками, чем платить «РЖД». И у него были для этого основания: как уже сказано, конкретизировать, из чего именно складываются огромные суммы выплат, в РЖД не желают.
Да и не похоже, чтобы «РЖД» так уж бедствовала. В тот момент, когда в России уничтожали электрички, Владимир Якунин сообщил о новом проекте своего ведомства, которое озабочено экспортными услугами. Сейчас вместе с французской железнодорожной компанией он озабочен возвращением во Францию ночных поездов. «В России с ее расстояниями такие поезда продолжают широко использоваться, тогда как в Европе этот сервис исчезает. «РЖД» восстановит эту услугу во Франции. Проект должен быть запущен к концу текущего года», – обрадовал он граждан Франции. И возмутил россиян. Вот лишь некоторые из характерных высказываний в интернете: «Правильно, во Франции люди, чай не Псков какой». «Возвращать электрички он не будет, холопы пусть пешком ходят». «Ночные поезда во Франции: маршрут «Шубохранилище – Ницца».
«Почти частному предприятию», как охарактеризовал «РЖД» дальневосточный чиновник, и впрямь не до электричек – нужно блюсти свой частный интерес. Но почему же президент Путин не напомнит Владимиру Якунину, что единственным акционером ОАО «Российские железные дороги» является Российская Федерация? От ее имени полномочия акционера осуществляются российским правительством. И когда под угрозу ради чьего-то интереса поставлена нормальная жизнь миллионов россиян, сделано это от имени президента и правительства.
Что же касается благодеяния, то есть обещания не прекращать движения электричек, – это тоже лукавство. Директор Центра политической информации Алексей Мухин назвал последние события своего рода «социальным шантажом» со стороны «РЖД»: под предлогом «благодеяния» можно истребовать у государства дополнительные средства в дополнение к недавно выделенным 100 млрд рублей. И не факт, что пойдут они на пригородное сообщение. Ведь, помимо французских ночных поездов, у «РЖД» много «амбициозных проектов», в том числе далеких от железнодорожной тематики.
Да и о возобновлении ранее отмененных электричек остается только мечтать. Да, те что еще не сняли (или сняли пару недель назад), будут курсировать. Пока… Ну, а там, где закрыты станции, разрушена их инфраструктура, поезда как не останавливались, так и не будут.
А рядовые россияне, как водится, за всё заплатят сполна: и за отмену, и за иллюзорное восстановление, и за новые инициативы «РЖД». Но принципиально для них ничего не изменится. И при следующем кризисе президент вновь нелестно выскажется о психической вменяемости своих министров, а также выразит удивление общеизвестными истинами.
Екатерина ПОЛЬГУЕВА
Источник: «Советская Россия»